В 1922 году, после исследований писателя и инженера В.Шишкова и создания нового проекта, тракт получил статус дороги государственного значения. При этом он оставался в плохом состоянии. К тому же большинство мостов были разрушены во время гражданской войны.
К 1930 году трассу от Кош-Агача до Бийска выровняли тракторами и засыпали гравием. Переправы заменили мостами. Опасные места с нависающими скалами (бомами) были нейтрализованы. Тяжелую ручную работу выполняли местные жители, а также советские заключенные и репрессированные.
Направление тракта изменили — от Бийска до Черги его перенесли с левого берега Катуни на правый. В 1935 году трасса официально сдана в эксплуатацию. В 1961 году ей присвоено современное название — Чуйский тракт. Протяженность его составила 962 километра.
Старый Чуйский тракт
Изначально на отрезке от Бийска до села Черга трасса проходила по левой стороне реки Катунь. Она соединяла Бийск с селом Алтайское, селом Черга, селами Шебалино, Онгудай и Кош-Агач.
Сегодня действует дорога через Майму, в селе Усть-Сема дорога уходит с правого берега реки на левый. А в Черге новый и старый тракты объединяются.
Местами, можно встретить фрагменты старой дороги за Чергой, это дорога через старый перевал Чике-Таман, участки старого тракта вдоль реки Чуя, из которых можно выделить обустроенный для туристов участок у Белого Бома.
Рельеф и смена ландшафтов
На Чуйском тракте встречаются настолько разные пейзажи, что не верится, что все это — один регион. Авто мчится от предгорий с хвойным лесом до открыточных видов с заснеженными пиками, от холодных и иссушенных степей до красноватых марсианских холмов.
Лес и разноцветные луга сменяются бескрайними пустошами, где на десятки километров может встретиться всего пара деревьев, а трава растет жесткая и сухая. Температура колеблется от жары до осенней прохлады.
Меняются высоты — от котловины к заснеженным хребтам, от равнины к плоскогорью. Контраст ландшафтов и красок поражает воображение. На каждом втором километре хочется остановиться и полюбоваться сказочной, невероятной красотой.
Путь проходит через равнинные, предгорные и горные рельефы.
В Курайской степи пустынно, и только у реки Чуя растут редкие тополя, ивы, облепиха и курильский чай. Пейзаж напоминает Монгольские пустыни. Зато с просторов Курайской степи виден великолепный Северо-Чуйский хребет, поражающий своими размерами и чистыми красками.
Чуйская степь не менее сурова. Это равнина с волнами, которые остались после исчезновения древнего озера. На ней растут кустарники, ковыль, осока, на берегах озер — тростник. Растения жесткие и засухоустойчивые. Климат в обеих низменностях холодный, летом бывают заморозки.
Основные достопримечательности
Стоит сделать несколько остановок при движении по Чуйскому тракту. Достопримечательности начинаются с отметки 384 километра, где находится село Сростки, где жил Василий Шукшин. В селе есть музей, посвященный жизни и творчеству писателя. Также можно посмотреть Ботанический сад рядом с селом Камлак, где собраны редкие растения Сибири и Алтая.
Обязательно нужно посмотреть:
- Живописные Катунские террасы
- Священное место в точке слияния Чуи и Катуни (Чуй-Озы)
- Белые известковые скалы Белый Бом
- Гейзерово озеро под Акташом
- Алтайский Марс в урочище Кызыл-Чин
На 583 километре расположен Семинский перевал. А на 667 километре, за селом Онгудай, путешественника ждет региональный памятник природы — перевал Чике-Таман. Недалеко от него находится необычная Песчаная гора. Кажется чудом, что песок в ней держится вертикально, ничем не поддерживаемый.
Среди археологических памятников особенно интересны:
- Петроглифы Бичикту-Кая-Бом (Каракольская галерея)
- Петроглифы урочища Калбак-Таш
- Улалинская стоянка, возраст — 250 тысяч лет
- Тархатинский мегалитический комплекс (он же Алтайский Стоунхендж)
- Яломанское городище — памятник эпохи средневековья
Музей Чуйского тракта в Бийске
В самом начале пути, в Бийске, находится музей Чуйского тракта, посвященный истории строительства знаменитой дороги. Музей работает с 10 до 17 часов каждый день, кроме понедельника и вторника. Адрес: Советская, 42.
Логично и полезно начать путешествие с посещения музея. Проезжая яркие места Чуйского тракта, Вы будете вспоминать важные факты, о которых узнали в выставочных залах.
В музее показана история существования пути с зарождения торговли между Россией, Китаем и Монголией. У музея стоит памятник водителям и строителям, участвовавшим в создании тракта.
Памятник представляет собой асфальтированную подкову с разметкой, внутри которой установлено колесо телеги. Эти знаки символизирует развитие от конной тропы до пути для телег и автомобильной дороги.
Инфраструктура
Вокруг известной на всю страну трассы активно развивается сфера обслуживания. Есть базы отдыха, гостиницы, кафе, автозаправки и магазины.
Больше всего мест для размещения в «Чемальском тупике», на отрезке от Соузги до Чемала. Здесь можно найти множество туристических баз, гостиниц и кемпингов.
В селах жители открывают семейный бизнес, и размещают туристов в гостевых домиках и комнатах своих домов. Встречаются маленькие кафе, развернута придорожная торговля.
Гораздо меньше развит туризм в отдаленных районах — Онгудайском, Кош-Агачском, Улаганском. Заправочные станции в них расположены на расстоянии около 100 километров. Турбаз тоже пока очень мало, но они активно строятся.
Экскурсионные туры по Чуйскому тракту
Автомобильные экскурсионные туры по Чуйскому тракту — это лучший способ увидеть Алтай и запомнить его навсегда. Проехав по всей длине трассы, Вы увидите перевалы и котловины, скалы и заснеженные вершины.
Вы узнаете, что такое горные водопады и пещеры, озера, реки и красные холмы Алтайского Марса. Попробуете блюда национальной кухни, напьетесь родниковой воды и поймете, что окончательно влюбились в горы Алтая.
Путешествие по Чуйскому тракту с нами занимает 5 дней. За это время Вы не торопясь осмотрите все достопримечательности и сфотографируете самые впечатляющие пейзажи. А мы позаботимся о том, чтобы Ваш отдых был максимально комфортным.